Стратегия по снижению риска бедствий ОКП Узбекистана

Стратегия ОКП Узбекистанапо снижению риска бедствий (Стратегия по СРБ) на 2020-2025 гг., разработана в соответствии со стратегией Международной Федерации Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца по подготовке к чрезвычайным ситуациям (далее МФОКК и КП), Стратегией 2030 МФОКК и КП, действующим стратегическим планом развития Общества Красного Полумесяца Узбекистана на 2020-2025гг., Законом  Республики Узбекистан «О защите населения и территорий от чрезвычайныхситуаций природного и техногенного характера»№ 824-1 от 20 августа 1999 г., Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 515 от 26 августа 2020 г.«О совершенствовании Государственной Системы предупреждения и действий вчрезвычайных ситуациях Республики Узбекистан», (далее ГСЧСРУз), Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 650 от 21 августа 2017 г.«О дополнительных мерах по повышению готовности населения к действиям при чрезвычайных», ЗакономРеспублики Узбекистан «О волонтерской деятельности» № 585 от 02 декабря 2019 г.

Данная стратегия определяет основные направления деятельности ОКП Узбекистана в области снижения риска бедствий, а также в сфере подготовки и реагирования на чрезвычайные ситуации в контексте оказания помощи уязвимым слоям населения Республики Узбекистан, пострадавшим от различного рода бедствий и укрепления потенциала ОКП Узбекистана в этом направлении.

ОКП Узбекистана, осуществляя свою деятельность по предупреждению бедствий, снижению их влияния и реагированию на них, борьбе с последствиями ЧС на республиканском и местном уровнях, выполняет вспомогательную роль по отношению к государству.

ОКП Узбекистана, как функциональная подсистема ГСЧСРУз, решая различные по масштабу и существу задачи, стремится к достижению поставленной цели – предупреждение и смягчение воздействий на население возможных чрезвычайных ситуаций.

Данное направление деятельности является одним из основных критериев Хорошо Подготовленного Национального Общества и включает в себя следующие задачи:

  • Снижение уязвимости населения в регионах, подверженных бедствиям
  • Снижение риска и смягчение воздействия возможных бедствий
  • Повышение способности населения реагировать на бедствия
  • Укрепление потенциала ОКП в сфере подготовки и реагирования на ЧС.

Данная стратегия является руководством для обеспечения эффективной координации действий, рационального использования сил и средств для подготовки населения к возможным чрезвычайным ситуациям и оказанию помощи пострадавшим.

В контексте рассматриваемых стратегических задач в сфере снижения риска бедствий, предусмотренных в настоящем документе, при необходимости могут вносится дополнения либо изменения отдельными протоколом, утверждаемого руководством ОКП Узбекистана по представлению начальника отдела по подготовке к ЧС ОКП Узбекистана, либо директора Республиканского Учебно-Методического Центра ОКП Узбекистана (далее РУМЦ ОКПУз)

 

 

Политика Общества в сфере СРБ осуществляется на принципах:

  • единства Государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защиты населения от стихийных бедствий, аварий и катастроф;
  • приоритета сохранения жизни и здоровья населения при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • признания независимого, гуманитарного и беспристрастного характера деятельности ОКП и его ведущей роли в осуществлении и координации деятельности по подготовке и реагированию на ЧС на всей территории страны при содействии МФОКК и КП, МККК, Партнерских Национальных Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, среди других общественных организаций.
  • ОКП Узбекистана может служить посредником при необходимости поддержки на международном уровне (на основании Соглашения о сотрудничестве с МЧС РУ с 2019 по 2024гг.);
  • признания того, что подготовка к бедствиям и ЧС является одной из основных направлений деятельности ОКП, рассматривая ее как самый эффективный метод снижения воздействия мелкомасштабных и крупномасштабных бедствий;
  • признания того, что подготовка к бедствиям и ЧС является эффективной связью между программами реагирования на ЧС, оказания первой помощи и развития, прилагать все усилия на развитие не только программ по снижению риска бедствий, но и в других ключевых сферах работы ОКП;
  • укрепления организационных структур на республиканском и местном уровнях, требуемых для эффективной подготовки к бедствиям. В частности, уделяется первостепенное внимание укреплению областных и районных организаций ОКП, мобилизации и обучению добровольцев ОКП в наиболее подверженных риску регионах;
  • улучшения координации, укрепляя тесное сотрудничество и партнерство между ОКП, органами власти, НПО, МЧС на местном и республиканском уровнях;
  • обучения и информирования сотрудников и добровольцев ОКП, населения в области управления при ЧС и снижения риска бедствий;
  • создания материально-технической базы для эффективного реагирования на ЧС;
  • признания того, что ОКП выступает в качестве действенного механизма вовлечения населения в обеспечении готовности к бедствиям на местном уровне;
  • оказания гуманитарной помощи пострадавшим при бедствиях, независимо от национальности, расы, религии, социального положения

 

 

Создание системы быстрого реагирования ОКП Узбекистана при чрезвычайных ситуациях:

  • Укреплять и развивать сотрудничество с государственными и неправительственными организациями, занимающимися подготовкой населения и ликвидацией последствий ЧС;
  • Продолжить работу по увеличению резервного фонда запасов необходимого оборудования и инвентаря на случай ЧС. Постоянно пополнять и увеличивать запас материальных и технических ресурсов ОКП Узбекистана на случай ЧС;
  • Развивать добровольные спасательные формирования ОКП Узбекистана, включая совершенствование деятельности Областных, Национальной и Специализированной Команды Реагирования на Бедствия, входящих в состав сил и средств ГСЧС Республики Узбекистан;
  • Создать программу подготовки штатных сотрудников и волонтеров для действий в условиях ЧС;
  • Развивать систему взаимодействия со спасательными службами МЧС и других ведомств;
  • Повышать информированность и знания населения о правилах поведения при различных видах ЧС и навыках оказания первой само и взаимопомощи, широко используя в этих целях возможности средств массовой информации и печатных изданий;
  • Создавать совместно с местными органами власти местные комитеты по подготовке к ЧС из числа лидеров общин;
  • Развивать и распространять лучший опыт работы инструкторов — волонтеров по обучению населения подготовке к ЧС.
  • Организовать проведение малых и крупных мигитационны проектов в населенных пунктах, подверженных бедствиям и задействованных в программах по снижению риска бедствий.

 

 

Развивать и внедрять современные направления учебно-методической деятельности на базе РУМЦ ОКПУзв сфере снижения риска бедствий, включая следующую тематику:

  • поисково-спасательная деятельность при ЧС;
  • водная санитария и гигиена при ЧС;
  • основы топографии;
  • воссоединение семейных связей при ЧС;
  • оказание первой помощи при ЧС;
  • защитанаселения от ЧС, вследствие, террористического акта;
  • прогнозирование и предупреждение ЧС в рамках изучения
  • причин и последствий стихийных бедствий;
  • оперативное снабжение и логистика при ЧС;
  • финансирование и материальная отчетность при ЧС;
  • организация волонтерской деятельности при ЧС.
  • Более целенаправленнее станет деятельность РУМЦ ОКПУз в вопросах подготовки и переподготовки кадров, волонтеров и разработки методической литературы в сфере снижения риска бедствий,
  • Управления при чрезвычайных ситуациях и других направлениях деятельности ОКП Узбекистана.
  • Продолжится работа по разработке пакета нормативных документов и совершенствование ранее принятых документов (инструкций, положений, рекомендаций, резервных планов) на случай возникновения ЧС и совершенствование деятельности Национального Общества по снижению риска бедствий.
  • Отдел по подготовке к чрезвычайным ситуациям ОКП Узбекистана будет продолжать совершенствование деятельности в сфере снижения риска бедствий, посредством изучения передового опыта, разработки новых направлений и стандартов, своевременного мониторинга и отчетности, систематического планирования деятельности.

 

Партнерство в сфере Снижения Риска Бедствий:

  • ОКП Узбекистана намерено далее развивать партнерское сотрудничество с ПРООН, Евросоюзом, ЮНИСЕФ, МФОКК и КП, МККК, Германским Красным Крестом, Красным Крестом Китая, с Национальными Обществами Красного Полумесяца Турции, Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана, Таджикистана и другими партнерами в области снижения риска бедствий и по вопросам представляющих взаимный интерес;
  • Дальнейшая перспектива развития партнёрских отношений ОКП Узбекистана на местном уровне будет идти через местные органы власти, а также местные сообщества (сходы граждан в махаллях) и волонтеров Общества.
  • ОКП Узбекистана будет всячески укреплять потенциал первичных организаций, так как они являются неотъемлемой частью Национального Общества как в развитии гуманитарной деятельности, так и в области снижения риска бедствий;
  • На основе создания и развития сообществ и первичных организаций при сходах граждан лежит добровольчество. Развитие добровольчества будет способствовать развитию ответственной гражданской позиции как одной из основ для эффективной борьбы с последствиями бедствий и снижению риска их возникновения;
  • Учитывая, что волонтеры отдают свое время, знания и умение для оказания услуг, ОКП Узбекистана будет стремиться расширять их возможности, обучать и консультировать волонтеров, совершенствовать качество условий их работы и стимулирования как в повседневной деятельности, так и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.