Стратегия по снижению риска бедствий ОКП Узбекистана
Стратегия ОКП Узбекистанапо снижению риска бедствий (Стратегия по СРБ) на 2020-2025 гг., разработана в соответствии со стратегией Международной Федерации Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца по подготовке к чрезвычайным ситуациям (далее МФОКК и КП), Стратегией 2030 МФОКК и КП, действующим стратегическим планом развития Общества Красного Полумесяца Узбекистана на 2020-2025гг., Законом Республики Узбекистан «О защите населения и территорий от чрезвычайныхситуаций природного и техногенного характера»№ 824-1 от 20 августа 1999 г., Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 515 от 26 августа 2020 г.«О совершенствовании Государственной Системы предупреждения и действий вчрезвычайных ситуациях Республики Узбекистан», (далее ГСЧСРУз), Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 650 от 21 августа 2017 г.«О дополнительных мерах по повышению готовности населения к действиям при чрезвычайных», ЗакономРеспублики Узбекистан «О волонтерской деятельности» № 585 от 02 декабря 2019 г.
Данная стратегия определяет основные направления деятельности ОКП Узбекистана в области снижения риска бедствий, а также в сфере подготовки и реагирования на чрезвычайные ситуации в контексте оказания помощи уязвимым слоям населения Республики Узбекистан, пострадавшим от различного рода бедствий и укрепления потенциала ОКП Узбекистана в этом направлении.
ОКП Узбекистана, осуществляя свою деятельность по предупреждению бедствий, снижению их влияния и реагированию на них, борьбе с последствиями ЧС на республиканском и местном уровнях, выполняет вспомогательную роль по отношению к государству.
ОКП Узбекистана, как функциональная подсистема ГСЧСРУз, решая различные по масштабу и существу задачи, стремится к достижению поставленной цели – предупреждение и смягчение воздействий на население возможных чрезвычайных ситуаций.
Данное направление деятельности является одним из основных критериев Хорошо Подготовленного Национального Общества и включает в себя следующие задачи:
- Снижение уязвимости населения в регионах, подверженных бедствиям
- Снижение риска и смягчение воздействия возможных бедствий
- Повышение способности населения реагировать на бедствия
- Укрепление потенциала ОКП в сфере подготовки и реагирования на ЧС.
Данная стратегия является руководством для обеспечения эффективной координации действий, рационального использования сил и средств для подготовки населения к возможным чрезвычайным ситуациям и оказанию помощи пострадавшим.
В контексте рассматриваемых стратегических задач в сфере снижения риска бедствий, предусмотренных в настоящем документе, при необходимости могут вносится дополнения либо изменения отдельными протоколом, утверждаемого руководством ОКП Узбекистана по представлению начальника отдела по подготовке к ЧС ОКП Узбекистана, либо директора Республиканского Учебно-Методического Центра ОКП Узбекистана (далее РУМЦ ОКПУз)
Политика Общества в сфере СРБ осуществляется на принципах:
- единства Государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защиты населения от стихийных бедствий, аварий и катастроф;
- приоритета сохранения жизни и здоровья населения при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- признания независимого, гуманитарного и беспристрастного характера деятельности ОКП и его ведущей роли в осуществлении и координации деятельности по подготовке и реагированию на ЧС на всей территории страны при содействии МФОКК и КП, МККК, Партнерских Национальных Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, среди других общественных организаций.
- ОКП Узбекистана может служить посредником при необходимости поддержки на международном уровне (на основании Соглашения о сотрудничестве с МЧС РУ с 2019 по 2024гг.);
- признания того, что подготовка к бедствиям и ЧС является одной из основных направлений деятельности ОКП, рассматривая ее как самый эффективный метод снижения воздействия мелкомасштабных и крупномасштабных бедствий;
- признания того, что подготовка к бедствиям и ЧС является эффективной связью между программами реагирования на ЧС, оказания первой помощи и развития, прилагать все усилия на развитие не только программ по снижению риска бедствий, но и в других ключевых сферах работы ОКП;
- укрепления организационных структур на республиканском и местном уровнях, требуемых для эффективной подготовки к бедствиям. В частности, уделяется первостепенное внимание укреплению областных и районных организаций ОКП, мобилизации и обучению добровольцев ОКП в наиболее подверженных риску регионах;
- улучшения координации, укрепляя тесное сотрудничество и партнерство между ОКП, органами власти, НПО, МЧС на местном и республиканском уровнях;
- обучения и информирования сотрудников и добровольцев ОКП, населения в области управления при ЧС и снижения риска бедствий;
- создания материально-технической базы для эффективного реагирования на ЧС;
- признания того, что ОКП выступает в качестве действенного механизма вовлечения населения в обеспечении готовности к бедствиям на местном уровне;
- оказания гуманитарной помощи пострадавшим при бедствиях, независимо от национальности, расы, религии, социального положения
Создание системы быстрого реагирования ОКП Узбекистана при чрезвычайных ситуациях:
- Укреплять и развивать сотрудничество с государственными и неправительственными организациями, занимающимися подготовкой населения и ликвидацией последствий ЧС;
- Продолжить работу по увеличению резервного фонда запасов необходимого оборудования и инвентаря на случай ЧС. Постоянно пополнять и увеличивать запас материальных и технических ресурсов ОКП Узбекистана на случай ЧС;
- Развивать добровольные спасательные формирования ОКП Узбекистана, включая совершенствование деятельности Областных, Национальной и Специализированной Команды Реагирования на Бедствия, входящих в состав сил и средств ГСЧС Республики Узбекистан;
- Создать программу подготовки штатных сотрудников и волонтеров для действий в условиях ЧС;
- Развивать систему взаимодействия со спасательными службами МЧС и других ведомств;
- Повышать информированность и знания населения о правилах поведения при различных видах ЧС и навыках оказания первой само и взаимопомощи, широко используя в этих целях возможности средств массовой информации и печатных изданий;
- Создавать совместно с местными органами власти местные комитеты по подготовке к ЧС из числа лидеров общин;
- Развивать и распространять лучший опыт работы инструкторов — волонтеров по обучению населения подготовке к ЧС.
- Организовать проведение малых и крупных мигитационны проектов в населенных пунктах, подверженных бедствиям и задействованных в программах по снижению риска бедствий.
Развивать и внедрять современные направления учебно-методической деятельности на базе РУМЦ ОКПУзв сфере снижения риска бедствий, включая следующую тематику:
- поисково-спасательная деятельность при ЧС;
- водная санитария и гигиена при ЧС;
- основы топографии;
- воссоединение семейных связей при ЧС;
- оказание первой помощи при ЧС;
- защитанаселения от ЧС, вследствие, террористического акта;
- прогнозирование и предупреждение ЧС в рамках изучения
- причин и последствий стихийных бедствий;
- оперативное снабжение и логистика при ЧС;
- финансирование и материальная отчетность при ЧС;
- организация волонтерской деятельности при ЧС.
- Более целенаправленнее станет деятельность РУМЦ ОКПУз в вопросах подготовки и переподготовки кадров, волонтеров и разработки методической литературы в сфере снижения риска бедствий,
- Управления при чрезвычайных ситуациях и других направлениях деятельности ОКП Узбекистана.
- Продолжится работа по разработке пакета нормативных документов и совершенствование ранее принятых документов (инструкций, положений, рекомендаций, резервных планов) на случай возникновения ЧС и совершенствование деятельности Национального Общества по снижению риска бедствий.
- Отдел по подготовке к чрезвычайным ситуациям ОКП Узбекистана будет продолжать совершенствование деятельности в сфере снижения риска бедствий, посредством изучения передового опыта, разработки новых направлений и стандартов, своевременного мониторинга и отчетности, систематического планирования деятельности.
Партнерство в сфере Снижения Риска Бедствий:
- ОКП Узбекистана намерено далее развивать партнерское сотрудничество с ПРООН, Евросоюзом, ЮНИСЕФ, МФОКК и КП, МККК, Германским Красным Крестом, Красным Крестом Китая, с Национальными Обществами Красного Полумесяца Турции, Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана, Таджикистана и другими партнерами в области снижения риска бедствий и по вопросам представляющих взаимный интерес;
- Дальнейшая перспектива развития партнёрских отношений ОКП Узбекистана на местном уровне будет идти через местные органы власти, а также местные сообщества (сходы граждан в махаллях) и волонтеров Общества.
- ОКП Узбекистана будет всячески укреплять потенциал первичных организаций, так как они являются неотъемлемой частью Национального Общества как в развитии гуманитарной деятельности, так и в области снижения риска бедствий;
- На основе создания и развития сообществ и первичных организаций при сходах граждан лежит добровольчество. Развитие добровольчества будет способствовать развитию ответственной гражданской позиции как одной из основ для эффективной борьбы с последствиями бедствий и снижению риска их возникновения;
- Учитывая, что волонтеры отдают свое время, знания и умение для оказания услуг, ОКП Узбекистана будет стремиться расширять их возможности, обучать и консультировать волонтеров, совершенствовать качество условий их работы и стимулирования как в повседневной деятельности, так и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.