Международный Комитет Красного Креста

МККК, который был основан в 1863 году, работает сегодня по всему миру, оказывая гуманитарную помощь людям, пострадавшим в результате конфликтов и вооруженного насилия, а также распространяя знания о законах, защищающих жертв войны. Являясь независимой и нейтральной организацией, он обладает мандатом, обусловленным, главным образом, Женевскими конвенциями 1949 года. МККК находится в Женеве, Швейцария, его сотрудниками являются примерно 12 тысяч человек в 80 странах мира. Финансируется он, в основном, за счет добровольных пожертвований правительств и национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

В своей работе МККК основывается на Женевских конвенциях 1949 года, Дополнительных протоколах к ним, на своем Уставе, на Уставе Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, а также на резолюциях Международных конференций Красного Креста и Красного Полумесяца. МККК является независимой и нейтральной организацией, обеспечивающей гуманитарную защиту и помощь жертвам вооруженных конфликтов и других ситуаций насилия. Он предпринимает действия в случаях чрезвычайных ситуаций и в то же время пропагандирует уважение к международному гуманитарному праву и способствует его имплементации в национальное право.

 

Миссия МККК

Международный Комитет Красного Креста (МККК) является беспристрастной, нейтральной и независимой организацией, чьи цели и задачи носят исключительно гуманитарный характер и заключаются в том, чтобы защищать жизнь и достоинство людей, пострадавших от вооруженных конфликтов и ситуаций внутреннего насилия, и предоставлять им помощь.

Он направляет и координирует международную деятельность Движения по оказанию гуманитарной помощи в ситуациях конфликтов. Пропагандируя и укрепляя гуманитарное право и универсальные принципы гуманности, МККК прилагает все усилия к тому, чтобы предотвратить страдания людей.

Именно по инициативе МККК государства приняли первоначальную Женевскую конвенцию в 1864 году. С тех пор МККК, при поддержке всего Движения Красного Креста и Красного Полумесяца, постоянно убеждает правительства адаптировать международное гуманитарное право к меняющимся обстоятельствам,  в частности к современным изменениям средств и способов ведения войны, с тем чтобы обеспечить более эффективную защиту и помощь жертвам конфликтов.

Сегодня все государства взяли на себя обязательства, установленные четырьмя Женевскими конвенциями 1949 года, которые во время вооруженных конфликтов защищают раненых, больных и потерпевших кораблекрушение военнослужащих, военнопленных и гражданских лиц.

Около трех четвертей всех государств мира являются сегодня участниками двух Дополнительных протоколов 1977 года к Конвенциям. Протокол I защищает жертв международных вооруженных конфликтов, а Протокол II – жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера. В частности, эти договоры кодифицируют правила, защищающие гражданское население от последствий военных действий. Дополнительный протокол III, принятый в 2005 году, предусматривает использование национальными обществами Движения еще одной эмблемы – Красного Кристалла.

Правовая база любого действия, предпринимаемого МККК, такова:

  • Четыре Женевские конвенции и Дополнительный протокол I, предоставляющие МККК специальный мандат действовать в случае международного вооруженного конфликта. В частности, МККК имеет право посещать военнопленных и интернированных гражданских лиц. Конвенции также наделяют МККК широкими правами инициативы.
  • В ситуациях вооруженных конфликтов немеждународного характера МККК обладает правом гуманитарной инициативы, которое признается международным сообществом и закреплено в статье 3, общей для четырех Женевских конвенций.
  • В ситуациях нарушений внутреннего порядка или внутренней напряженности, а также в других ситуациях, требующих принятия гуманитарных действий, МККК также обладает правом инициативы, которое признается Уставом Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Таким образом, в тех случаях, когда международное гуманитарное право не применимо, МККК может предложить свои услуги правительствам, действия которых без такого предложения представляли бы собой вмешательство во внутренние дела заинтересованных государств.